Одним из главных вузов для подготовки
высокопрофессиональных кадров управления является Академия
государственного управления при Президенте КР (АГУПКР). В нее входят три
института: подготовки государственных и муниципальных служащих;
исследования государственной политики; дополнительного образования
государственных и муниципальных служащих.
— История Института дополнительного образования государственных и муниципальных служащих при АГУРКР начинается с ноября 2012 года. Основная миссия — реализация образовательных программ по переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих республики посредством организации и проведения курсов и тренингов.
Вот уже третий год институт в сотрудничестве с Госкадровой службой КР в рамках государственного заказа, а также в сотрудничестве с министерствами, ведомствами и рядом международных организаций повышает квалификацию чиновников госуправления и местных органов власти. Всего за 2014 год институт организовал и провел 327 курсов повышения квалификации, в ходе которых повысили свой уровень 4 666 служащих.
Что касается работы по госзаказу, то в 2013 году правительство обязало наш институт провести работу по повышению квалификации 1 700 госслужащих в стенах АГУПКР. В ходе 71 тренинга (30 — для госслужащих и 41 — для муниципальных чиновников) во всех регионах Кыргызстана мы выполнили госзаказ, обучив 1 062 чиновника. В 2014 году в рамках госзаказа в ходе 217 курсов по различным направлениям мы обучили 3 242 человека.
Кроме того, есть возможность проводить курсы и тренинги по прямым обращениям в наш адрес из министерств и ведомств, из регионов. В результате прямых заказов министерств и ведомств в прошлом году мы обучили 107 групп, охватив 1 384 человека. В итоге за два года обновили свои знания 9 419 человек.
Р. Даудова также отметила, что материалы курсов обучения разработаны силами квалифицированных преподавателей Академии управления, из которых более 50 процентов обладают степенями кандидатов, докторов наук, в т.ч. есть и доктора PhD.
Мирлан Ташкулов, зам. директора института, пояснил, что число обучаемых по программе госзаказа формирует Государственная кадровая служба КР на основе ежегодного определения потребностей министерств, ведомств и органов МСУ в обучении своих специалистов по различным тематикам.
По прямым же обращениям, пояснил М. Ташкулов, тематика курсов зависит от пожелания заказчиков. К примеру, для Минэкономики это курсы стратегического планирования, математические методы и модели в экономике, эконометрика, финансовый менеджмент в госсекторе, управление проектами, инвестиционный менеджмент. Для Минтрудмиграции — курсы по миграционной политике государства, политике в сфере труда. Для всех участников обязательным курсом является антикоррупционная политика. А для муниципальных служащих это курсы, посвященные формированию местных бюджетов, механизму проведения проверок. Для многих ведомств общими являются дисциплины "Навыки эффективного управления", "Современное делопроизводство".
Что касается участия молодежи в этих курсах повышения квалификации, пояснил М. Ташкулов, то в 2015 году, согласно госзаказу, для чиновников госслужбы — новичков — запланировано проведение 100-часового обучающего курса по основам госуправления. А вот госчиновники, впервые назначенные на руководящие должности, пройдут курс стратегического менеджмента в госсекторе. Высок процент молодых кадров и среди преподавателей: средний возраст их составляет 34 года. Следует отметить, что многие из них получили образование в Европе, Китае, США, Сингапуре, Малайзии.
Что же является самым главным для молодежи, приходящей повышать свой уровень в Академии госуправления? По словам Р. Даудовой, "это ребята, нацеленные на получение новых, свежих знаний и идей.
К нам приходят самые разные слушатели, с разным уровнем базовых знаний, и часто по итогам промежуточных курсов и к окончанию обучения они просят провести те или иные тренинги для остальных сотрудников их структур, понимая, как важно распространять полезные знания среди всего коллектива. Они понимают, что на сегодня в чем-то уже отстают, и хотят догнать время. К примеру, слушатели часто говорят о том, что их обучают в вузах, к примеру, теории финансового менеджмента, а практические навыки не дают. На госслужбу должны приходить люди знающие, любящие свое дело и свою страну".
А вот в ряду главных сложностей для курсантов АГУПКР — разница в уровне базового образования. Отнюдь не секрет, что уровень обучения в вузах Бишкека зачастую выше, чем в региональных университетах, а многие столичные часто отстают от вузов стран Европы. М. Ташкулов поясняет: "Чтобы сгладить эту разницу, мы не только даем свежие теоретические знания, но и много практических навыков — решение ситуационных задач, моделирование служебных ситуаций, ролевые игры, работа в малых группах, мозговой штурм, интервью, презентации с использованием вспомогательных средств, лекции с заранее заявленными ошибками, интеллектуальные разминки и т.д.
Слушатели по окончании курсов получают сертификаты международного образца, где указаны контрольные итоговые показатели — активность участия, решение ситуационных задач, промежуточное тестирование и итоговая работа (эссе). Максимальная сумма баллов по этим показателям — 20. Тем же, кто получил ниже 10 баллов, сертификат не выдается.
Следует отметить, что преподавание ведется на двух языках — государственном и официальном. В столице чаще на русском, а в регионах — на кыргызском, исходя из потребностей муниципальных чиновников. Слушатели имеют право выбрать язык обучения. Что касается английского языка, специалисты АГУПКР проводили 9-месячные курсы в нескольких министерствах по их заявкам.
В конце декабря 2014 года в целях роста профессионализма государственных и муниципальных служащих в Кыргызстане правительство выпустило распоряжение, по которому в 2015 году АГУПКР разработает 10 учебных модулей (программ) по основным дисциплинам, согласно которым повысят свою квалификацию 3 600 государственных и муниципальных чиновников страны.
Елена МЕШКОВА.
Фото автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий