Совместное строительство Экономического пояса
Шёлкового пути и Морского Шёлкового пути 21 века:
путь к совместному развитию и процветанию
путь к совместному развитию и процветанию
(15 мая 2015 г. Академия государственного управления при
Президенте КР)
Уважаемая Марина Олеговна!
Уважаемые преподаватели и студенты Академии
государственного управления при Президенте Кыргызской Республики!
Дорогие друзья!
Прежде всего, я хотел бы выразить благодарность руководству Академии за
приглашение посетить Вашу Академию и принимать участие в публичной лекции.
Академия государственного управления при Президенте КР - важная база
обучения административного персонала на высоком уровне и кадров по
политическому исследованию государства, которая является колыбелью
государственных и местных служащих Кыргызстана. Развитие Академии и рост
студентов привлекает большое внимание со стороны Президента Атамбаева и
общества Кыргызстана. Среди участников сегодняшнего мероприятия есть студенты
Академии, а также представители органов правительства. На вас возложена большая
ответственность строительства мирного, счастливого и процветающего Кыргызстана.
Сегодня я имею большую честь обсуждать здесь с вами будущее и обмениваться
мнениями о перспективе сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем.
В сентябре и
октябре 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин во время визитов в страны
Центральной и Юго-Восточной Азии выдвинул инициативу по совместному созданию
экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века, то есть инициативу «Один пояс и один путь». В марте 2015 года
китайское правительство опубликовало документ «Прекрасные перспективы и
практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового
пути и морского Шелкового пути XXI века», сделало
точное разъяснение о фоне эпохи, принципах совместного создания, основных
концепциях, приоритетах сотрудничества, механизмах сотрудничества, направлении
и задачах совместного строительства. Данному документу уделяет особенное
внимание международное сообщество.
Попытаюсь объяснить простыми словами, что такое "Один пояс и один
путь".
Если мы посмотрим на карту, то увидим, что "один пояс и один
путь" пролегают через самый оживленный экономический коридор с огромным
потенциалом, вдоль которого расположены более 60 стран, население которых
составляет около 4 млрд. 400 млн. человек, а их объемы экономик насчитывают
примерно 21 триллион долларов США, что составляет 63% и 29 % всего мира
соответственно. Это самый протяжённый и обширный коридор новых экономик,
который проходит через континенты Азии, Европы и Африки. С одного конца - это
оживленная экономика Восточной Азии, с другого конца – развитая экономика
Европы, а в середине расположены страны с огромным потенциалом для развития.
Направления экономического пояса Шелкового пути следующие: первое из Китая через
Центральную Азию и Россию до Европы (Балтийского моря); второе из Китая через
Центральную Азию в Западную Азию до Персидского залива и Средиземного моря;
третье из Китая до Юго-восточной Азии, Южной Азии и до Индийского моря.
Направлений морского Шелкового пути 21 века два: первое из Китайских портов
через Южно-китайское море до Индийского моря и дальше до Европы; второе из
Китайских портов через Южно-китайское море до южной акватории Тихого океана.
Что касается понятия "один пояс и один путь", то это совершенно
новая концепция регионального сотрудничества, характерными чертами которого
являются максимальная открытость, максимальный уровень взаимного обмена и
максимальная интеграция. Следуя духу Великого шелкового пути, а именно мирное
сотрудничество, открытость, толерантность, взаимные заимствования, взаимная
выгода и общий выигрыш, и на основании общих консультаций, совместного
строительства и совместного использования всех стран вдоль "одного пояса и
одного пути", данная концепция направлена на создание взаимосвязанного
партнерства между примыкающими к поясу и пути странами в интересах создания
многовекторной, многоуровневой, комплексной сети сотрудничества, и на
обеспечение стран, расположенных вдоль Шелкового пути, всесторонним,
самостоятельным, сбалансированным и устойчивым развитием.
Задача "одного пояса и одного пути" - создание сообщества общих
интересов, сообщества общей судьбы и сообщества общей ответственности с
политическим взаимодоверием, экономической интеграцией и культурной
инклюзивностью. А конечная цель - это максимизировать общий выигрыш, чтобы
добиться совместного развития и процветания. "Один пояс и один путь"
не соло одного Китая, а симфония всех заинтересованных стран. Данная концепция
призвана предоставить максимальные возможности сотрудничества между
примыкающими странами и соблюдать общие интересы, чтобы как можно больше людей
получили выгоду и жили в гармонии, спокойствии и достатке.
Метод и путь осуществления концепции "один пояс и один путь", это
деловое сотрудничество с учетом особенностей и объективных потребностей
заинтересованных стран на основании таких принципов, как политическая
координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное
передвижение капитала и близость человеческой души народов. Политическая
координация является важной гарантией осуществления данной концепции и
политической поддержкой для состыковки стратегий и делового сотрудничества.
Взаимосвязь инфраструктуры представляет собой приоритетное направление,
способствующее формированию высокоэффективного международного экономического
коридора. Главная цель бесперебойной торговли заключается в оптимизации
торгово-инвестиционной структуры, обеспечении максимальных удобств в
торгово-инвестиционной сфере и в выявлении нового потенциала экономического
сотрудничества. Свободное перемещение капитала будет способствовать увеличению
масштабов свопа, взаиморасчетов национальных валют соответствующих стран.
Близость человеческой души народов – это социальный фундамент строительства
«Одного пояса и одного пути». Надо широко развертывать самые разнообразные
гуманитарные обмены, чтобы заложить прочную социальную основу для углубления
двустороннего и многостороннего сотрудничества.
Дорогие друзья!
Китай является крупнейшим торговым партнёром, источником
инвестиций и рынком экспорта многочисленных стран вдоль «Одного пояса и
одного пути». В 2014-ом году объём торговли
между Китаем и странами вдоль «Одного пояса и одного пути» достиг 1120 млрд. долларов, китайские прямые инвестиции
в этих странах превысили 12 млрд. долларов, а подряд на сооружение объектов - 4
млрд. 400 млн. долларов. Вступив в новое нормальное состояние экономики, Китай
продолжает предоставлять все больше рынков и инвестиций, а также возможностей
развития и сотрудничества для стран вдоль «Одного пояса и одного пути». В последующие 5 лет Китай будет импортировать товары
на сумму более 10 триллионов долларов, китайские инвестиции за рубежом превысят
500 миллиардов долларов, китайские туристы совершат более 500 миллионов поездок
за границу. В будущие 10 лет объём
торговли между Китаем и странами вдоль «Одного пояса и одного пути» достигнет 2.5 триллионов долларов. Это
откроет более масштабные рынки и сферы сотрудничества и создаст большое
количество рабочих мест.
Для международного экономического сотрудничества на новом
уровне Китай совершил политические действия и мероприятия, предложил варианты
финансирования. Был сделан существенный шаг в формировании
Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, уставный капитал которого
составляет 100 млрд. долларов. Членами-учредителями АБИИ стали 57 стран, в том
числе азиатские, европейские, африканские, южноамериканские и страны Океании.
Появилась "АБИИмания" на свете. Китай заявил о создании Фонда Шёлкового пути стоимостью 40 млрд. долларов. В это время
Китай продвигает строительство Банка развития БРИКС, финансового органа ШОС и
усиливает инвестиционную функцию Фонда экономического сотрудничества
«Китай–Евразия» в рамках ШОС.
Будучи
второй по величине экономикой в мире, Китай
будет продолжать играть конструктивную роль в международном
сотрудничестве, проводить политику открытости, характеризующуюся взаимовыгодой
и совместным выигрышем, и продвигать совместное строительство «Одного пояса и
одного пути». Китай приветствует различные страны,
включая Кыргызстан на "скоростной поезд", в
котором Китай следует по пути развития! В настоящее время Китай уже стал крупнейшим торговым
партнёром более 120 стран, годовая сумма зарубежных инвестиций составляет 140
млрд. долларов, вклад Китая в глобальный и азиатский экономический рост составляет 30% и
50% соответственно.
Китайские капиталы,
передовые оборудования и технологии выходят на зарубежные рынки. Здесь я хотел
бы привести несколько примеров.
Великобритания
на сегодня является крупнейшим в Европе получателем китайских инвестиций. В 2014-ом году новые китайские инвестиции
в этой стране превысили 7 млрд. долларов, а общий объем китайских инвестиций в
Великобритании достиг 40 млрд. долларов. Китайское капиталовложение
используется в научно-исследовательской, инфраструктурной, втопроизводственной
областях, в отрасли коммерческой недвижимости и т.д. Китайские фирмы
финансировали различные проекты, такие как аэропорт Хитроу г. Лондон,
аэропорт г. Манчестер и
Атомную электростанцию, а также принимают участие в конкурсе проекта высокоскоростной железной дороги
стоимостью 50 млрд. британских фунтов, соединяющей г. Лондон
и северную Англию.
Китай является крупнейшим торговым партнёром, рынком
экспорта и источником импорта Австралии. На долю Австралии пришлось 54% от общего
объема китайского импорта железной руды. А доля Китая составляет треть от общего экспорта Австралии. В 2014-ом году Китай впервые обогнал Америку и стал
крупнейшим источником иностранных инвестиций Австралии. Китайские инвестиции
составляют 27 млрд. австралийских долларов и используются в энергетической,
сельскохозяйственной и финансовой областях, а также в сферах обрабатывающей
промышленности, недвижимости, связи и коммуникации.
В декабре 2014 года во время визита в
Казахстан Премьера Госсовета КНР Ли Кецян было выдвинуто предложение по
усилению сотрудничества между Китаем и Казахстаном в области наращивания
производственных мощностей. В марте этого года
Китай и Казахстан подписали меморандум о сотрудничестве в области
усиления производственной мощности и инвестиций, а также 33 документа о
двустороннем сотрудничестве в таких сферах, как черная металлургия, цветные
металлы, листовые стекла, нефтепереработка, гидроэлектричество, автостроение и
т. д., на сумму в 24 млрд. долларов США.
После долгих лет развития, вступивший
в зрелую фазу индустриализации, Китай обладает многими преимуществами индустрии
и избыточными производственными мощностями. Например, Китай является самым
большим инвестором чистой энергии в мире. В настоящее время в Китае идет
строительство 29 атомных электроблоков с установленной мощностью в более 30
млн. КВ. В 2014 году объем ветроэлектрической энергии составил более 90 млн.
КВ, объем фотоэлектрической энергии составил 12 млн. КВ. По вышеперечисленным
цифрам Китай занимает первое место в мире. Кроме того, Китай занимает
лидирующие позиции по производству более 220 видов производства, таких как
производство стали, железа, цемента, машин и т. д. По объему станкостроения
Китай имеет удельный вес 38% от общего количества мирового производства,
судостроения – 41%, генераторского оборудования – 60%. Перечисленные
производства не являются отстающими производственными мощностями, а, наоборот,
обладают конкурентоспособными преимуществами.
По сравнению с другими странами, китайские производственные мощности
обладают такими оригинальными преимуществами для выхода на внешний рынок, как
современное и практическое оборудование, устойчивая и надежная техника, хорошее
соотношение цены и качества, ненуждаемость в других внештатных условиях. Помимо
этого, Китай обладает достаточным капиталом и валютным запасом, который
составляет прочную капитальную опору и гарантию для его выхода на внешний
рынок.
Возьмем в пример высокоскоростные
железные дороги. В настоящее время в Китае протяженность эксплуатационных
высокоскоростных железных дорог насчитывает более 16 тысяч км., которые
составляют половину высокоскоростных железных дорог мира. Была введена в
эксплуатацию первая высокоскоростная железная дорога со скоростью движения
поездов 250 км/час, с участием китайских предприятий в строительстве, т. е.
Вторая фаза высокоскоростной железной дороги «Анкара-Стамбул (Турция)». В Китае
активно продвигается процесс строительства ряда проектов, таких как железная
дорога «Китай – Лаос», железная дорога «Китай – Таиланд», железная дорога
«Венгрия – Сербия», высокоскоростная железная дорога «Малайзия – Сингапур» и
высокоскоростная железная дорога «Индонезия», приморская железная дорога
«Нигерия» и т. д. По строительству высокоскоростных железных дорог Китай и
Россия достигли первоначального консенсуса, по которому Китай будет активно
участвовать в проекте строительства высокоскоростной железной дороги «Москва –
Казань», общая протяженность которой насчитывает 770 км. со скоростью движения
поездов 400 км/час, с вложенным капиталом в 1 триллион рублей в эквиваленте 20
млрд. После постройки этой железной дороги время в пути из Москвы в Казань
сократится с нынешних 14 часов до 3.5 часов. В будущем данная железная дорога
будет протянута до г. Пекин, чтобы построить Евразийский скоростной
транспортный коридор «Москва – Пекин».
Китай с ответственностью и добрыми
пожеланиями способен оказать помощь в ускорении развития многочисленных
развивающихся стран, включая Кыргызстан, и готов путем развития сотрудничества
в области производственных мощностей помочь им в совершенствовании строительства
инфраструктуры, передачи технических достижений, создании больших возможностей
трудоустройства, поднять их потенциал независимого развития, чтобы эти
развивающиеся страны и их народы в настоящем получили благоприятный шанс
развития реальных интересов, чтобы сообща построили сообщество общей судьбы и
общих интересов.
Дорогие друзья!
Кыргызстан,
находясь на важном месте евроазиатского континента, является важной страной на
старинном Шелковом пути и неотъемлемым участником в совместном строительстве
Экономического пояса Шелкового пути. Президент КР А.Атамбаев был одним из
первых, кто поддержал вышеуказанную инициативу.
Со времени
выдвижения инициативы о совместном построении Экономического пояса Шелкового
пути, китайско-кыргызское сотрудничество по инфраструктурному строительству
развивается быстро. Китайские компании уже начали в Кыргызстане такие важные
проекты, как строительство автодороги Север-Юг и ЛЭП Датка-Кемин, модернизация
ТЭЦ Бишкека и т.д. В следующем году намечено строительство транзитного
газопровода через территорию Кыргызстана, инвестиции которого насчитывают около
миллиарда двухсот миллионов долларов. Китайско-кыргызское совместное
строительство трассы Север-Юг, инвестиции которого насчитывают до миллиарда
долларов, не только имеет большое значение в улучшении кыргызской транспортной
инфраструктуры, но и непременно повысит потенциал Кыргызстана в области
логистики в качестве транзитной страны и поспособствует Кыргызстану в
дальнейшем региональном сотрудничестве в области транспорта и логистики.
Кыргызская сторона также вступает в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
в качестве соучредителя. Можно ожидать, что Кыргызстан получит еще более
льготные инвестиционные условия для масштабного инфраструктурного
строительства. Думаю, что осуществление концепции "один пояс и один
путь" придаст Кыргызстану новый импульс для развития своей страны и
укрепления дружественных отношений между нашими странами.
Обнародование
документа «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию
Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века» дает
старт всестороннего строительства «одного пояса и одного пути» и широкую
перспективу китайско-кыргызским отношениям взаимовыгодного стратегического
сотрудничества. Китайская сторона готова вместе с кыргызской стороной приложить
свои усилия.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Китай и Кыргызстан являются добрыми
соседями, хорошими друзьями, надежными партнерами. Наша дружба не ситуативная,
не на год, не на два, а на веки веков. Молодежь - это будущее страны. На их плечах лежит важная задача по продолжению китайско-кыргызской
дружбы. Президент Атамбаев сказал: « Вы должны стать полезными людьми для страны». Я
уверен, что вы станете полезными не только своей стране, но и для развития
дружественного сотрудничества между нашими странами.
В заключение, я хотел бы пожелать всем присутствующим
успехов в учебе, в работе.
Благодарю за внимание и терпение!
Комментариев нет:
Отправить комментарий