В Академии
государственного управления при президенте Кыргызской Республики прошел
научно-практический семинар на тему «Этика государственной службы: проблемы и
перспективы». С докладом выступила старший преподаватель департамента
бакалавриата и департамента специалитета АГУПКР, Гульмира Кулова.
По
словам Гульмиры Куловой, партнерские отношения государственных органов с
институтами гражданского общества способствуют повышению уровня доверия граждан
к власти и улучшению ее авторитета.
«Необходимо
повышение эффективности и обеспечение прозрачности государственного управления,
посредством совершенствования кадровой политики, предусматривающей подбор
государственных служащих на профессиональной основе с учетом морально-этических
аспектов. Государственный служащий - это лицо государства и нации, залог
успешного функционирования государства. Для государственного служащего высокая
нравственность является обязательным условием его профессиональной деятельности,
потому, что эта деятельность самым непосредственным образом выходит на
нравственно-ценностную ориентацию людей. Морально-этическая составляющая государственной
службы определяет уровень демократичности государства», - считает ученый.
Этика
государственного служащего и правила делового поведения государственных
служащих служит
целям соблюдения в государственной службе этических норм и правил человеческого
общежития, исторически сложившихся нравственных устоев народов, традиций. Они
призывают жить по законам правды и справедливости, выражать сострадание и
заботу о людях, проявлять бескорыстное милосердие, совестливость и скромность,
осуществлять саморазвитие чувств социальной справедливости.
Законом от 11 августа
2004 г. №114 «О государственной службе» государственная служба определяется как деятельность государственных служащих в
государственных органах по осуществлению на профессиональной основе задач,
функций и властных полномочий, определенных
Конституцией и иными нормативными правовыми актами Кыргызской
Республики.
Государственная служба
это не просто профессиональная деятельность, это, прежде всего, служба.
Понятие «служба» раскрываются через такие категории, как долг, преданность, обязанность, верность, честность.
Выше указанным законом этика
государственного служащего определяется как система норм, устанавливающих и
регулирующих правила поведения государственного служащего. Соблюдение этики
является обязанностью каждого государственного служащего. Статс-секретарь
государственного органа несет ответственность за создание в коллективе рабочей
атмосферы, исключающей нарушения этики со стороны подчиненных государственных
служащих.
«Следует особое
внимание уделить этическому потенциалу государственных служащих. К этическому
потенциалу государственного служащего можно
отнести:
1. Знания государственного служащего-результат
мыслительной деятельности, включенной в процессе управления и означающий
усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень
знаний, их неустанное пополнение – один
из критериев эффективности управленческого
труда. Особую роль в приобретении,
закреплении и пополнении знаний в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих
стимулирующей творческий подход к делу.
2. Умения государственного служащего –
относительно
устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера
управленческой деятельности. Умения служащего - это знания, воплощенные в
решении конкретных управленческих проблем. К ним относятся умение
служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию,
выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение.
3. Навыки государственного служащего -
это
умения, доведенные до автоматизма, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными
управленческими ситуациями.
4. Опыт государственного служащего -
это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле – единство знаний, умений и навыков.
Опыт растет, как правило, со стажем работы. Таким образом, чтобы государственные
органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых
перемен, но и эффективно могли влиять на эти перемены, необходимо большее
внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Соответствие
поведения служащих достаточно высоким моральным стандартам – это цена веры
«простых» людей в государство», - пояснила Г. Кулова.
Как сообщила ученый, в организации госслужбы и
ее функционировании есть некоторые специфические моменты, которые негативно
влияют на мораль государственных
служащих. Прежде всего, они связаны с вопросом оплаты труда госслужащих. Помимо
этого, негативными факторами являются:
1. Особый
характер текучести рабочей силы (смена госслужащих по итогам выборных компаний,
особенно при смене коалиционного большинства, необходимость привести с собой
команду, либо однопартийцев, необходимость расплатиться местами на
государственной службе за поддержку электората, плохой психологический климат в
коллективе);
2. Особая
заинтересованность отдельных слоев населения в деятельности госслужбы (вся
сфера мелкого бизнеса, руководители и владельцы фирм и предприятий
заинтересованы в лояльном отношении к себе представителей государственной
службы, эта лояльность достигается по средствам подарков, услуг и т.д.).
Профессия
государственный служащий носит интегральный характер и включает в себя
информационно- аналитическую, консультативную, проективную, административно-
распорядительную, организационно-регуляторную и коммуникативную деятельность.
Для
повышения этики государственных служащих ученый рекомендует:
1. Профессиональная
подготовка и повышение квалификации должны быть разделены на профессиональные и
общегражданские (развитие этических качеств таких как гражданский долг,
гражданская ответственность.);
2. Создание
условий для самообразования государственных служащих с использованием
дистанционных методов обучения;
3. Формирование
высокого уровня психологической культуры: способности к самоанализу и
самооценке, самоутверждению и само-программированию, владению приемами
самоконтроля и само-коррекции;
4. Связь
вопросов дополнительного обучения с аттестацией;
5. Формирование
групп консультантов из числа государственных служащих по различным аспектам
практической деятельности по средствам интернет- консультирования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий